Здоровая пища — знайте, Что Вы едите!
Наши любимые салатики из листовой капусты нельзя назвать «здоровой» пищей — «здоровой» пищи не бывает. Своей верой в «здоровую» пищу мы сами себя запутываем.
На днях я увидел, как женщина поставила пакет обезжиренного молока на ленту в кассе супермаркета.
—Можно поинтересоваться, почему вы покупаете это молоко?— спросил я.
—Потому что оно обезжиренное? — ответила женщина.
—А вы знаете, чем они заменяют жир? — спросил я.
—Хммм, — сказала она, подняла пакет и прочла название второго ингредиента, который шёл после обезжиренного молока: «Кукурузный сироп». Она нахмурилась. Потом вернула пакет на ленту, и он остался среди остальных её покупок.
Очевидно, женщина сама даже не думала задаваться этим вопросом, она просто приняла как данность распространённое убеждение, что жира, который является неотъемлемой частью человеческого рациона, следует избегать при любой возможности.
Впрочем, с чего ей сомневаться в этом, если мы сами позволили производителям продуктов питания, рекламодателям и исследователям думать за нас? В 1970-х никто не сомневался, что потребление яиц повышает риск инфаркта, ведь об этом предупреждали диетологи. А теперь яйца обрели такую популярность, что многие стали держать собственных несушек. Подобным примерам заблуждений и дезинформации нет числа.
«Продовольственные ресурсы в этой стране никогда не будут здоровыми», — сказал Гарри Бэлзер (Harry Balzer), аналитик NPD Group, который всегда отзывается об американских потребителях с весёлым цинизмом. «Никогда. Ведь как только что-то становится популярным, кто-нибудь обязательно найдёт причину, почему эту пищу нельзя считать здоровой».
Бэлзер употребил самое опасное слово: «здоровая».
Все, от врачей и диетологов до кулинарных журналов, говорят, что нужно питаться здоровой пищей. Мы по умолчанию считаем салат из капусты здоровой пищей, а «Биг Мак» с картошкой-фри — нездоровой.
Спешу вам сообщить: наши любимые салаты из капусты «здоровой» пищей не являются. Своей верой в «здоровую» пищу мы сами себя запутываем. Эти салаты не «здоровые», они питательные. Если салат хорошо приготовить, он может быть вкусным, а сама капуста, пока она росла на грядке, вполне вероятно, была здоровой. Но капуста у вас на тарелке не здоровая, и давать ей такое определение — значит напускать ненужный туман, уходя от главного: в капусте огромное количество питательных веществ, необходимым телу. Но дело не только в самом слове. Если вы все съедите слишком много капусты, вам станет плохо. Слово даёт подсказку, с чего начать.
«Здоровая» — пустое слово», — сказала Роксанн Сакол (Roxanne Sukol), специалист в области профилактической медицины Кливлендской клиники, которая самостоятельно постигала науку о питании («В медицинском институте нас этому не учили»). Мы с Роксанн как раз прогуливались по продуктовому магазину. «Наша пища не здоровая. Это мы здоровы. А наша пища питательная. Я внимательно отношусь к выбору слов. Слова дают ключ к тем инструментам, которые необходимы людям, чтобы понять, что же им есть. Все чувствуют себя такими растерянными».
В марте прошлого года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США отправило компании Kind (производитель ореховых батончиков) письмо, в котором сказано, что использование слова «здоровый» в оформлении их упаковки является нарушением (слишком много жира в миндале). В ответ компания обратилась в Управление с гражданской петицией, требуя пересмотреть значение этого слова.
Сырную нарезку от компании Kraft нельзя называть сыром, на этикетке должно значиться «сырный продукт». Pringles — это не «чипсы», а, скорее, «хрустящий картофель». Продукты бывают в упаковках с надписями «натуральный» или «полностью натуральный» (интересно, в чём разница?), и никто за этим особо не следит.
Слово, которое мы все понимаем (как нам кажется): белок. Белок полезен, да? Белок даёт сильные мышцы, ассоциируется с пользой для здоровья. Именно поэтому «протеиновые коктейли» — это бизнес на много миллиардов долларов. Шкварки не ассоциируются с пользой: мы считаем их слишком жирными. Но шкварки, по сути, это просто зажаренные полоски свиной кожи. Кожа — одна из видов соединительной ткани, которая есть у всех животных, и она чуть менее, чем полностью, состоит из белка, под которым обычно есть слой жира. Когда эти полоски кожи жарятся, большая часть жира вытапливается, соединительная ткань надувается, и получаются восхитительные, хрустящие, солёненькие шкварочки. Следовательно, я рекомендую брать их с собой на работу, чтобы перекусить, когда вы весь день на ногах.
Язык, которым пользуются для описания пищи, гибок и многогранен — неудивительно, что покупатели приходят в растерянность.
Что такое «мясо механической обвалки», стандартный ингредиент колбас из птицы и мяса, получивший широкое распространение благодаря любви к продуктам с пониженным содержанием жира? «Вы в курсе, что это такое? — спросил меня владелец продуктового магазина. — Грубо говоря, они кладут птичьи тушки в гигантскую центрифугу для обсушивания салатных листьев. Всё, что прилипнет к стенкам помимо мяса (хрящи (белок!), нервы (спасибо, у меня пока есть свои), сосуды, кусочки костей) соскребают и кладут в миксер». Мы задумываемся о «мясе механической обвалки», только когда кто-нибудь добавит к нему новые слова, вроде «наполнитель из мясных отходов».
На этикетке могут написать, что продукт «обогащённый», но там не сказано, что ингредиенты, из которых сделан этот продукт (например, хлеб) сперва очистили до такой степени, что они потеряли все свои полезные свойства.
«Рафинированный» — ещё одно опасное слово. Вообще, «рафинированный» значит элегантный и культурный во всём, что касается внешнего вида, манеры поведения или вкуса, а также очищенный от загрязнений. Однако именно этим словом производители продуктов питания называют пшеничное зерно, у которого удалили зародыш и оболочку и оставили, фактически, один крахмал, в котором нет ни клетчатки, ни масел, ни железа, ни всех тех витаминов, который делают пшеницу полезной и питательной.
«Это не рафинированная мука, а обеднённая», — сказала Роксанн. Мука, лишённая своих питательных свойств, которые делают её ценным продуктом, но сокращают срок хранения.
А раз муку обеднили, надо её «обогатить». «Обогащённая». «Витаминизированная». Здорово, правда? Сделать продукт богатым питательными веществами, полезным. Производители продуктов питания добавили железо, которое исчезло в процессе рафинирования, однако его недостаточно.«Рафинированная мука — отсюда недостаток витамина B и железа, — говорит Роксанн. — Поэтому они добавили витамины и железо. И как же они это называют? Обогащённая и витаминизированная мука. Вот только до девяностых они забывали про фолат и витамин B9».
И неизвестно, как все эти добавки (не говоря уже о диглицеридах и сульфатах и нехватке клетчатки) в будущем отразятся на обмене веществ, считает Роксанн. Пока что, по её словам, «это привело только к диабету и метаболическому синдрому».
Мы будем здоровы, если станем есть питательную пищу. Наша еда либо питательна, либо нет. Мы либо здоровы, либо нет. Если мы будем есть питательную пищу, мы можем улучшить текущее состояние здоровья.
Я не пытаюсь оценивать ваш выбор. Если ваша душа требует сырный продукт, запечённый между ломтиками лишённой питательных веществ булки, и тарелку консервированного томатного супа (сделанного из томатной пасты, кукурузного сиропа и хлорида калия), прекрасно. В детстве это были одни из моих любимых блюд. Просто знайте, что вы едите. Покупайте обезжиренное молоко, если оно вам нравится, просто будьте в курсе того, что и почему поступает в ваш организм.
Потому как (по моему субъективному мнению) не жир плох, а глупость. И пока не будет более полной информации и более понятного языка для описания продуктов, делать разумный выбор будет всё сложнее.
Источник:
Vremya4e.com